Неисправности кривошипно-шатунного механизма

Основными неисправностями, нарушающими работу кривошипно-шатунного механизма в процессе эксплуатации двигателя, являются износы коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, шеек вала, поршневых пальцев и отверстий для них в бобышках поршней, поршней и гильз цилиндров, образование нагара на днище поршней, поломка и залегание поршневых колец и ослабление креплений.

Внешними признаками перечисленных неисправностей являются: снижение мощности двигателя (двигатель плохо тянет), появление посторонних шумов и стуков, повышенный расход масла и топлива, дымление.

В результате износа сопряженных деталей в двигателе возникают шумы и стук и, по их характеру очень часто можно определить место и причину неисправности.

Так, звонкий стук, появляющийся ори работе холодного двигателя и уменьшающийся или исчезающий после его прогрева, указывает на износ поршней и цилиндров. Такой же стук, прослушиваемый на всех режимах работы двигателя, свидетельствует об износе поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов.

Глухой стук, усиливающийся при резком увеличении частоты вращения коленчатого вала, является признаком износа коренных или шатунных подшипников. Стук шатунных подшипников несколько меньшей силы, чем коренных, он хорошо прослушивается через стенку блока цилиндров в двух зонах, соответствующих верхнему и нижнему положениям поршней, в то время как стук коренных подшипников прослушивается в одном месте. Повышенный износ подшипников сопровождается понижением давления масла в системе смазки.

Сильные металлические стуки, сопровождающиеся значительным уменьшением давления масла, указывают на выплавление вкладышей коренных или шатунных подшипников.